Визуальное направление


С этим понятием надо разобраться, чтобы зрителю не казалось, что ветер дует, потому что деревья качаются! Мы научились собирать из букв слова, расставлять в словах ударения, ставить знаки препинания, пробелы и даже делать ударения на отдельных словах. А как задать последовательность слов в предложении? Вот об этом и поговорим!

Часто бывает так, что зритель должен вначале рассмотреть один элемент, чтобы понять назначение другого связанного с ним элемента. Зритель, скорее всего, и так поймет их связь, но почему бы не сделать этот процесс удобным для зрителя? Так преподнести зрителю элементы композиции, чтобы он последовательно в заданном автором порядке их рассмотрел и собрал в образ? Или хотя бы постараться это сделать?

Как показывают современные исследования, использующие технологию Eye-Tracking, полностью предсказать поведение взгляда зрителя невозможно, но есть обобщённая статистика рассматривания, как он поведёт себя скорее всего:

  1. Визуальный вес. Как Вы уже догадались, центром композиции будет элемент с наибольшим визуальным весом, с него зритель и начнет рассматривать нашу композицию. В общем (простейшем) случае внимание зрителя перемещается последовательно от элемента к элементу в соответствии с его визуальным весом, от тяжелого к легкому по созданным автором или предполагаемым связям.
  2. Последовательное расположение элементов. Слева направо. Почему бы и нет? Мы привыкли так читать и писать, большинство так и рассматривают фотографию, это удобно. Вспомните иллюстрацию «Эволюция человека». Но в этом примере присутствует ритм и изначально заложена смысловая логика рассматривания, картинка вытянута в длину, то есть уже организованы более сильные связи, задающие направление. Для проверки правила расположите объекты в обратном порядке, станет ли удобнее рассматривать? Не забываем, что есть категория зрителей, которые пишут и читают справа налево.
  3. Расположение. Наличие удаленных друг от друга вспомогательных композиционных центров, скорее всего, приведет к тому, что зритель сначала свяжет с наиболее значимым из вспомогательных центров ближайшие подчиненные элементы, затем перейдет к менее значимому вспомогательному центру, свяжет с ним его подчиненные элементы и т.д.
  4. Смысловое направление. Внимание зрителя перейдет на тот элемент, на который указывает рука человека или его палец, нарисованная стрелка, показывает указатель и т.д.
  5. Форма элемента или взгляд. Заостренная или вытянутая форма элемента – та же стрелка. Направление взгляда или поворот головы. Это очевидно – поинтересоваться, зачем он (она) туда смотрит?
  6. Движение. Если в кадре показан движущийся элемент, то внимание зрителя от него перейдет в направлении его движения.
  7. Структурный скелет композиции. Центр, пересечение третей, а так же диагонали кадра являются точками притяжения внимания зрителя. В случае неопределенности внимание зрителя будет стремиться к ближайшему «магниту».

Еще раз подчеркну, что наиболее важным для удобства восприятия композиции является создание связей между элементами. А уже по связям, от большего визуального веса к меньшему рождается визуальное направление. Не стоит надеяться на магию «золотого сечения» или на то, что Вы пальцем покажете зрителю, куда ему смотреть, если связи и визуальный вес не приведены в порядок.