Визуальный вес и равновесие


Визуальный вес – это характеристика значимости элемента композиции. В композиции в общем случае существует определенная иерархия: главный элемент (доминанта или композиционный центр), вспомогательные центры (субдоминанты) и подчиненные им элементы. Директор, начальники отделов и подчиненные. И, как Вы уже догадались, визуальный вес главного элемента композиции должен быть больше всех остальных, а вес вспомогательных центров, если таковые имеются, больше, чем вес подчиненных им элементов. Это композиционный или смысловой визуальный вес, но это лишь задуманная автором составляющая визуального веса.

А фактически сложившийся визуальный вес определяет внимание зрителя к элементу композиции, чем больше он привлекает внимания, тем больше его визуальный вес. Это уже «итоговый» визуальный вес, тот самый визуальный вес, о котором мы и будем говорить. Смысловой и «итоговый» визуальный вес каждого элемента изначально и приводятся в соответствие (например, приёмами выделения), чтобы композиционная значимость элемента в должной степени привлекала к нему внимание зрителя. Не должно быть так, что элемент, смысловое значение которого не столь высоко, привлекает много внимания, и наоборот, важный и значимый элемент композиции остается незамеченным.

Вернемся к законам композиции. Закон равновесия как раз о распределении визуального веса в композиции: в уравновешенной фотографии левая и правая части должны иметь примерно одинаковый визуальный вес, внимание зрителя надо в равных долях распределить на рассматривание правой и левой части фотографии. Следовательно, суммарный вес элементов правой и левой части фотографии должен быть одинаков.

Для фотографа «взвешивание» элементов осложняется тем, что автор видит смысловую значимость элементов своей композиции несколько иначе, чем зритель. Автор не может «на минуточку» забыть свой конечный замысел и с нуля «собрать» из элементов композицию точно так же, как это сделает зритель. И в этой ситуации, кроме «внутреннего чувства равновесия», не помешает осознанно «взвесить» элементы с помощью правил и признаков, приведенных ниже. Давайте разбираться, из чего складывается этот визуальный вес, и как будем «взвешивать» наши элементы?

  1. Размер. Визуальный вес у больших элементов больше, чем у маленьких.
  2. Яркость. Тёмные элементы весят тяжелее, чем светлые.
  3. Цвет. Тёплые цвета тяжелее, чем холодные. Желтый цвет самый легкий, а красный – самый тяжелый. Насыщенные цвета весят больше, чем ненасыщенные.
  4. Расположение. Элементы на переднем плане композиции кажутся тяжелее элементов заднего плана, однако, чем выше элемент или дальше от центра композиции, тем больше его вес. Правило рычага: чем дальше находится элемент от «осевой» вертикальной линии, разделяющей композицию на две равные части, тем больше его вес. Закон рамы: располагая элементы ближе к краям кадра, мы увеличиваем их визуальный вес.
  5. Текстура утяжеляет элементы, поскольку такие элементы воспринимаются объёмными.
  6. Форма. Элементы правильной формы (треугольник, прямоугольник, круг, овал) тяжелее элементов неправильной формы.
  7. Ориентация. Наибольший вес будет у диагональных элементов, вертикальные элементы считаются так же тяжелыми. Элементы горизонтальной ориентации всегда легче.
  8. Удаленность элемента от остальных элементов увеличивает его вес.
  9. Контраст. Контрастное расположение элемента добавляет ему вес.
  10. Детализация. Больше внимания будет в зоне резкости на фотографии.
  11. Знаки и указатели. Что на них написано и куда они указывают. К знакам так же относятся символы и текст.
  12. Отсутствие сходства. Если элемент не похож на другие элементы композиции – его вес будет больше.
  13. Точки притяжения. Элемент, находясь вблизи точек притяжения, имеет больший вес. Точки притяжения – это геометрический центр, диагонали и точки пересечения третей.
  14. Интерес. Чем больше интерес зрителя к элементу, тем больше его визуальный вес. Необходимо учитывать интересы зрительской аудитории.
  15. Человек - это важнейший центр внимания зрителя. Лицо, глаза, губы, жесты и элементы, связанные с сексуальностью.
  16. Предполагаемый вес. Отталкиваемся от того, сколько изображенный элемент весит в реальной жизни.
  17. Линейная перспектива уравновешивает кадр, забавно, правда?

На самом деле это довольно краткий список способов «взвешивания» элементов, но их будет достаточно, чтобы понять суть визуального веса и что с ним делать, если что-то пошло не так. Судя по «пёстрому» списку, визуальный вес суммирует самые разные качества элемента в одну кучу, как например, тяжёлое – с красным, а холодное – с солёным! Странные люди – эти художники! Но, раз уж нет другой альтернативы, постараемся найти в этом логику. Разбираем подробно!

Размер. Думаю, что все согласятся, что большой элемент заметнее маленького, его легче найти, и зритель с большим интересом будет его исследовать. «Большому куску рот радуется!» – помните поговорку? А как же поговорка: «Мал золотник, да дорог!»? Так и она о том же: несмотря на то, что мы привыкли видеть важность, значимость, полезность, ценность, в больших по размеру вещах, это правило может иметь исключение.

Яркость. Тёмные элементы тяжелее светлых, почему? «Тёмная лошадка», «Чёрная магия» – согласитесь, в этом есть какая-то тайна, мы ожидаем чего-то большего? Мне не известны истинные причины такого восприятия, но факт остается фактом: человеку более интересно то, что скрыто от него в темноте, чем то, что он и так прекрасно видит. Кстати, был проведен эксперимент: на склад завезли чёрные и белые ящики одинакового веса и размера, грузчики их таскали с места на место, не зная их фактического веса. И на опросе все, как один ответили, что чёрные ящики весят значительно больше белых, что уставали они гораздо больше, таская черные ящики. По итогам эксперимента приняли решение, что цвет «транспортной» упаковки товаров должен быть светлым, чтобы поднять производительность труда грузчиков. В то же время «розничная» упаковка черного цвета привлекает больше внимание покупателей.

Цвет. Теплые цвета тяжелее холодных. Это доказано тем же самым экспериментом с ящиками. В качестве ещё одного из логичных доказательств давайте обратимся к цветам природы. Природа является наглядным примером равновесия, где всё «тяжёлое» лежит внизу, а «лёгкое» – вверху. Самыми тяжелыми будут тёмная земля, коричневые опавшие листья, спелые фрукты теплых оттенков тянут вниз ветви деревьев, зеленая листва займет среднюю «весовую категорию», а легким будет голубое небо и самым легким – желтое солнце, поскольку они нашли равновесие верху. Чтобы проще было запомнить визуальный вес цветов, можно его сопоставить с солнечным спектром (цветами радуги). От красного цвета в сторону холодных цветов идет снижение визуального веса с одним исключением – желтый цвет легче других. Само наличие цвета добавляет визуальный вес элементам, поэтому ненасыщенные цвета всегда легче насыщенных.

Расположение. Элементы переднего плана тяжелее – это связано объёмным восприятием фотографии. Зритель начинает рассматривать сначала элементы переднего плана, а затем уже «углубляется» в картину. Следовательно, именно на них в первую очередь будет сосредоточено внимание зрителя, а в этом и смысл визуального веса. Теперь о правиле рычага. Представьте себе качели на детской площадке, сделанные из доски, опора которой находится по центру. Попытайтесь уравновесить её двумя грузами, и Вы поймете, что смещая один из грузов к центру качели, вклад этого груза в равновесие уменьшается, а, сдвигая к краю – увеличивается. А теперь представьте, что на качелях стоит Ваша фотография, представили? Чем дальше отодвигаем элемент от центральной линии в сторону, тем больше его визуальный вес. Закон рамы проще всего продемонстрировать следующим образом: представьте себе, что Вы смотрите не на плоскую фотографию, как бы заглядываете в открытую картонную коробку, у которой изнутри Вам видны стенки коробки и её дно. Сложно сказать почему, но элементы, расположенные близко к краям фотографии, зритель считает расположенными на стенках коробки (считает элементами переднего плана), в то время как центральные элементы лежат на дне и кажутся удаленными.

Текстура. Как минимум, у элемента с текстурой появится дополнительная характеристика, на которую потратит своё внимание зритель. Текстура свойственна объемным элементам – так нам говорит жизненный опыт. В большинстве случаев текстура помогает представить зрителю элемент в трехмерном пространстве. Всё это добавляет визуального веса элементу.

Форма. Простые фигуры тяжелее сложных. Вот тут мы уже говорим о плоском восприятии изображения. Элементы простой геометрической формы (или пространство между элементами) сразу захватывают внимание зрителя. Возможно, это связано с тем, как зритель запоминает увиденное с помощью очертаний: проще запомнить простую фигуру и уже относительно неё выстроить всё остальное. Такой магией обладают не только законченные треугольник, круг, квадрат, овал, но их фрагменты, например, идеальный овал лица, форма глаз, губ – всё, что достаточно точно можно сопоставить с простой геометрической фигурой.

Ориентация. Диагонально расположенные элементы могут восприниматься, как падающие, движущиеся, им зритель отводит больше внимания. Вертикальное расположение элементов так же может показаться неустойчивым. А горизонтальное расположение наиболее стабильно и в меньшей степени заслуживает внимания зрителя. Вот такая закономерность.

Удаленность. Если один из элементов удален от остальных, зритель видит в нем некоторую самостоятельность, так же, как и в отсутствии сходства с остальными элементами. Все приемы выделения добавляют элементу визуальный вес, поскольку делают элемент более заметным и значимым.

Контраст. Значимость элемента можно уменьшить, используя низкий контраст, сделать его почти незаметным. Или наоборот, поднять его визуальный вес, так или иначе, выделяя его на фоне других элементов. Речь идет о контрасте во всех его проявлениях, вспоминаем приёмы выделения.

Детализация. Чтобы зритель смотрел на резко изображенного человека, а не на фон, фон размывается с помощью малой глубины резкости.

Точки притяжения. И вот только сейчас мы подобрались к «золотому сечению» (или правилу третей), к правилу, которое сложно объяснить логически, которое существует и даже иногда работает, но, на мой взгляд, не имеет решающего голоса в значимости элементов на фоне более сильных приёмов выделения. Итак, делим снимок на девять равных прямоугольников и прочертим обе диагонали у кадра. Углы центрального прямоугольника и центр снимка будут являться точками притяжения внимания зрителя. Кроме того, внимание будут притягивать стороны центрального прямоугольника и диагональные линии кадра. А элементы, расположенные вблизи «точек притяжения» и «линий притяжения» будут иметь заметно больше визуального веса, чем, если бы они были расположены вдали от них. Внимание на рисунок, изображающий структурный скелет композиции:

Интерес. Согласитесь, что личный интерес зрителя (или категории зрителей) может существенно повлиять на значимость элемента композиции. Например, на фотографии рыбак, в руках его огромная рыба. Для тех, кто не увлекается рыбалкой, содержание фотографии уже исчерпано. Но зритель-рыбак обязательно рассмотрит его снасти, постарается приметить, какого размера крючок, какую наживку использовал главный герой этой фотографии, это могло попасть в кадр! И неприметная баночка с дождевыми червями может оказаться важнее всего остального! В то же время многие фотографы показывают свои достижения в безупречной ретуши или ювелирно точной расстановке света, но интересно это по большому счёту только другим фотографам, широкой аудитории это может быть не понятно и не интересно.

Человек. В общем-то нечем дополнить важность присутствия человека на фотографии. Думаю, что сложно добавить на фотографию какой-то другой объект, к которому будет больше внимания, чем к изображённому человеку. 

Предполагаемый вес. Тут всё просто: зритель знает, исходя из собственного опыта, вес изображенных предметов, и делает выводы, особенно в части уравновешивания композиции в целом. Например, на фотографии атлет, перед ним лежит тяжелая штанга – идеальное равновесие, штанга внизу и даже не выглядит такой тяжелой, все смотрят на атлета, а не на штангу. Следующий кадр: атлет поднял штангу и удерживает её в верхнем положении – вот теперь она действительно набрала визуальный вес, но всё же композиция достаточно устойчива! А если зритель заметит, что атлет хоть немного наклонен в сторону, что чуть согнут один локоть или штанга хоть немного наклонена диагонально, то штанга приобретает еще больший визуальный вес и всё внимание зрителя обращено на штангу! Однако большой воздушный шарик над головой у ребенка совсем не выглядит таким тяжелым и угрожающим, как штанга над атлетом.

Линейная перспектива. И снова вспомним, что фотографию зритель воспринимает не только изображением в плоскости, но и как трехмерное пространство. Оглянитесь вокруг – чаще всего нас окружают предметы, находящиеся в равновесии, всё находится в определенном порядке и на своих местах. И это наблюдение уже наделяет пространство некоторым доверием к нему, в части равновесия. Линейная перспектива помогает зрителю переключиться в трехмерное рассматривание фотографии и все элементы в пространстве расставляет на свои места. И даже, если на плоскости элементы верхней части кадра кажутся тяжелыми, то, рассматривая их в пространстве, зритель сочтёт их удаленными и снизит их визуальный вес. Таким образом, линейная перспектива абсолютно полезна, и в целом уравновешивает кадр, а также снижает визуальный вес удаленных (в пространстве) элементов.

Если мы вернемся к равновесию, то тут есть один важный момент: полное равновесие должно царить только в статичных композициях. А в динамичных сценах равновесие достигается с помощью воображения зрителя. Например, Вы наверняка слышали о таком частом приёме, что, если человек в кадре бежит или идёт, то его не надо размещать в центре кадра, а необходимо оставить немного свободного пространства с той стороны кадра, куда он движется. В подобных случаях именно зритель в своём воображении будет сдвигать движущийся элемент композиции к точке равновесия, пытаясь уравновесить всю композицию, а, как результат своих действий, получит движение в кадре. А расположение точки равновесия для этого элемента (и направление движения) будет определяться не только пустым местом в кадре, но ещё и в какой-то степени близостью элемента к точкам притяжения (вновь обратите внимание на схему структурного скелета композиции).

Что касается приёма, который рекомендует оставлять пустое пространство перед движущимся объектом, то это правило помогает показать движение только в "настоящем" времени, применительно к истории, показанной в кадре. Движущийся объект может входить в кадр, начиная своё движение, двигаться в кадре в "настоящем" и уходить из кадра. В последнем случае это правило применить невозможно. То же касается и направления взгляда изображённого человека, в направлении которого якобы необходимо оставлять свободное пространство: взгляд может формально "упираться" в границу кадра, но по смыслу всей композиции снимка взаимодействовать с чем-то за границами кадра.