Естественный и искусственный свет


Давайте ещё раз перечислим основные источники света, которыми мы будем пользоваться для создания фотографий, укажем их некоторые особенности и определимся с терминами, прежде, чем перейдем к практике.

Естественный свет:

  1. Солнце - мощный источник направленного света. Прямой солнечный свет дает резкие (глубокие) тени на фотографиях, однако, если солнце светит сквозь полупрозрачное облако - такое освещение во многом идеально для яркого, контрастного портрета.
  2. Облака светят рассеянным холодным светом. Если облака превращаются в тучи, то света только-только хватает для работы "темным" объективом с рук даже днём. Облака излучают очень мягкий рассеянный свет, в связи с чем фотографии в облачную или пасмурную погоду на открытом месте получаются мягкие фотографии с низким контрастом.
  3. Чистое небо (съёмка в тени). Небо светит холодным рассеянным голубым светом. Если Вы фотографируете в солнечную погоду в тени, стоит обращать внимание на ближайшие к Вам освещенные солнцем светлые предметы - они могут являться сильным источником вторичного света (например, белая освещенная солнцем стена может подсвечивать модель сильнее, чем небо).
  4. Свет из окна (съёмка в помещении). Если прямо в окно не светит солнце, то это мягкий  (рассеянный) холодный свет. И этого света много не бывает, при съёмке с рук желательно иметь светлый объектив. В помещении у окна, можно создать высоко контрастные отличные снимки.

Искусственный свет:

Вспышка, установленная на камеру - многофункциональный импульсный источник света, температура приблизительно, как у солнечного света. Её можно направить на объект съёмки, тем самым получить жесткий направленный свет или направить в светлый потолок или на стену, чтобы осветить объект мягким рассеянным светом. Мощности, как правило хватает для любого объектива, но со светосильным объективом вариантов будет больше.

Студийный импульсный свет (направленный, портретная тарелка, софтбокс) - эта та же вспышка, только более мощная и не привязанная к Вашей фотокамере. Направленный источник может иметь коническую насадку, чтобы создать световой акцент и избежать подсветки всей студии - это источник жесткого направленного света. Промежуточным между мягким и жестким источником света является портретная тарелка. Софтбоксы - источники мягкого рассеянного света. Большие софтбоксы имитируют свет из окна. Используя студийный мягкий свет, важно помнить простое правило: чем ближе источник света к модели, тем свет более мягкий и тени более размыты по краям, чем источник света дальше, тем свет более направленный и тени более жёсткие.

Постоянный студийный свет - такие осветители встречаются не во всех студиях и по мощности они заметно уступают вспышкам. Зато с их помощью можно полноценно увидеть, насколько удачно освещена модель, не делая контрольный снимок.

Свет других ламп - это лампы накаливания, люминесцентные, галогенные, натриевые, энергосберегающие, светодиодные лампы. Температура - разная. Света от них крайне мало а спектр, как правило, очень сильно отличается от солнечного, что заметно на фотографиях по искажению цветов. Помочь может только светлый объектив и навыки цветокоррекции.

Терминология освещения

Чтобы понимать с какой стороны светит свет и как он освещает, каждому свету было дано название:

  • Основной или рисующий свет - источник наибольшей интенсивности, создающий основу светотеневого рисунка. Направленный или рассеянный свет.
  • Заполняющий свет - слабый источник рассеянного света со стороны камеры, необходим для подсветки глубоких теней. В светлых студиях в нем, как правило, нет необходимости.
  • Моделирующий свет - находится сбоку от модели, подсвечивает контур, иногда формирует блики, чаще рассеянный свет.
  • Контровый свет направлен в сторону камеры, установлен позади и, как правило, выше модели, может быть правее или левее модели. Подчеркивает силуэт, может быть рассеянным или направленным.
  • Фоновый свет освещает фон, обычно направленный.

Пояснения:

  1. Эта терминология применима, как к съёмке в студии, так и на улице. 
  2. Практически никогда все эти источники не используются одновременно, обязательным является лишь основной свет.
  3. Основной источник света на то и основной, чтобы освещать объект съёмки значительно сильнее других, остальные источники помогают раскрыть детали и светят гораздо слабее.

 Мы закончили теорию света и освещение, остался последний тест, и переходим к практике!