Цвет света


Речь не о цветных фонарях, а об индивидуальных особенностях спектра некоторых источников света, которые используются для освещения объектов фотосъёмки.

Мы уже говорили в разделе "Баланс белого" о том, что одни источники света могут сделать весь снимок жёлтым, а другие – синим, если не принять меры. Давайте освежим эти знания. У света есть такая характеристика, как температура. Температура ниже – свет более жёлтый, тёплый, температура выше – свет более холодный, более синий. Источники света можно выстроить в последовательность, начиная с тёплых, и заканчивая холодными температурами: лампы накаливания, лампы дневного света, свет вспышки, солнечный свет, облачное небо и свет безоблачного синего неба (при съёмке в тени). 

Существует ещё и оттенок света - это индивидуальные особенности отдельных источников света или вклад окружающих цветных предметов. Как правило, оттенок - это добавка розового или зеленого цвета от вторичных источников света. Температура и оттенок - с одной стороны при фотосъёмке за ними следить особенно не нужно, при корректировке RAW-файла (а в сложных ситуациях именно в RAW и снимают!) мы сможем поправить баланс белого без потери качества.

С другой стороны, довольно часто возникают ситуации, когда один или несколько объектов освещены разными по температуре источниками света, например:

  1. Мы снимаем портрет в солнечную погоду летом на зеленой поляне. Лицо модели в основном освещено солнечным светом (теплый свет), тени на лице по бокам подсвечиваются синим небом, а снизу – зеленой травой. Поэтому тени получаются холодными и с зеленоватым оттенком. Если бы мы снимали то же самое на жёлтом песке, то подсветка теней снизу была бы тёплой. В жизни мы этого почти не замечаем, наше воображение мгновенно корректирует разные оттенки освещения. Но, если мы захотим сделать фотомонтаж: перенести изображение человека, сделанное в студии, на зеленую поляну, то, чтобы такая работа не смотрелась фальшиво, придется вручную перерисовать тени на зеленовато-холодные.
  2. Мы снимаем сугробы снега в солнечную погоду. Снег, освещенный солнцем, будет теплого цвета, а снег, лежащий в тени – синим, поскольку его освещает только синее небо. Когда мы смотрим на снег – нам это не бросается в глаза, мы-то знаем, что снег белый! Но на фотографии обычно это заметно с большим перебором – камера лишена воображения.
  3. Помещение освещено тёплым светом ламп накаливания, за окном светло и пасмурно. Вы снимаете интерьер. Догадайтесь, каким цветом получится на фотографии окно? Конечно же, синим!

В таких ситуациях ББ устанавливают в соответствии с особенностями основного источника света, а цветовой вклад дополнительных источников при необходимости локально корректируют в графическом редакторе.

Есть ещё один момент, который надо учитывать. Дело в том, что полноценный спектр выдаёт только солнце, то есть только естественные источники света будут полноценными по спектру: солнце, небо и облака. Именно такое освещение для камеры будет идеальным. Наиболее близким к идеальному будет свет от вспышки. А, если рассмотреть спектр люминесцентной лампы или некоторых светодиодных ламп, так там полно недостающих цветов, которые наше воображение легко компенсирует, а вот камера будет врать в тех или иных цветах, например, не сможет сделать приятным цвет кожи, или цвет одежды будет немного другим, чем в реальности.